Н.Криволапчук. Это вкусное слово "щенок".

Наталья Краволапчук. Практикующий зоопсихолог, Лингвист, специалист по структурному анализу языка и мышления. Разработала метод информационного моделирования психической деятельности и применила его к анализу психики собак; впервые в зоопсихологии исследовала отношения собаки с человеком как межвидовые межличностные отношения.

Самостоятельная жизнь щенка начинается с его первого вздоха - как правило, в руках заводчика. От этого человека зависит, не получит ли детеныш при рождении той или иной травмы. Рядом с мамкой и с этим человеком щенок проживет первый и очень важный период жизни, называемый подсосным. Он во многом определит то, какую собаку получите от заводчика Вы.

В первые две недели все трудности ложатся на маму-суку. Она обязана обеспечить все условия для физиологического существования детей в пока еще враждебном мире, вне ее теплого и спокойного лона. У щенков в первые две недели нет даже способности к терморегуляции и поддержанию температуры собственного тела - вот мама и лежит в гнезде, обогревая детей и создавая необходимую им влажность, служа им живым кондиционером. А на щенят немедленно после рождения обрушивается "девятый вал" принципиально новой информации, по преимуществу поступающей через осязание и вкус. Они еще не слышат, не видят, а их контактами с окружающим миром целиком руководит мать. Человек же может влиять на этот процесс, не менее важный, чем внутриутробное развитие, только через состояние суки-матери, в том числе и через ее эмоции. Спокойствие - вот что действительно необходимо и маме, и детишкам, чтобы как следует справиться с первыми в жизни трудами.

Ушки и глазки открываются примерно к двухнедельному возрасту, и тут-то малышам становится доступной совсем иная информация. Они уже уверенно перемещаются по "родильному гнезду", воспринимают существование в мире, кроме себя, еще и братьев-сестер, они начинают осваивать незнакомый мир. С этого момента начинается целенаправленная исследовательская деятельность, которая будет продолжаться всю жизнь, Бог даст - до последнего дня. Все предшествующее было всего лишь подготовкой, а теперь начинается настоящая жизнь.

В жизнь собаки входит Человек. Конечно, главной воспитательницей остается мать (дай Бог, чтобы она достаточно ревностно относилась к своим обязанностям, но ведь и это зависит от ее хозяина). Однако роль заводчика состоим не только в том, чтобы уберечь неокрепшие глазки, ушки и психику от непосильных ударных нагрузок. На третьей неделе жизни мы начинаем прикармливать щенков, и младенцы понимают, что выжить можно не только у маминого соска. Складывается пищевая зависимость собаки от человека. Как поработает заводчик, так и будете жить со своей собакой Вы: капризы - так капризы, перекорм - так перекорм и вытекающее из него наплевательское отношение к пище, недокорм - так, значит, ненасытность, воровство и "помойничество" на всю жизнь, даже у тех, кому оно не свойственно по породе.

Не надо думать, будто психическая деятельность в столь нежном возрасте еще отсутствует. Нет, психика любого живого существа активна с первых же мгновений после рождения, а критически важные изменения в ней, обуславливающие ее дальнейшее развитие, происходят так быстро, что это заставляет меня относиться к первому месяцу жизни собаки особенно внимательно.

Начиная с первых же дней, познавательная активность юного мозга, его способность воспринимать и перерабатывать себе на пользу информацию о мире, непрерывно нарастает. Эта способность достигает пиковых значений примерно к полуторамесячному возрасту, после чего чуть приостанавливается и остается почти на том же уровне в течение всей активной жизни. И малыш, лишенный в этом возрасте необходимой для развития мозга информации, в том числе - и эмоций, вряд ли сможет достичь полного психического развития. Мозг, как и всякий орган, развивается путем постоянной тренировки.

К трехнедельному возрасту щенков необходимо перевести из "родильного гнезда" в просторный загончик-"манеж", поместив в него несколько новых для детишек предметов - пускай играют, изучают, осваивают. Там уже может находиться и застеленный клеенкой или резиной уголок для выгула, чтобы дети уже в этом возрасте приучались к чистоте. Так начинается целенаправленное формирование желательного для человека поведения. А об остальном, по-прежнему, заботится мамка.

Одновременно следует использовать для выработки нужных привычек и те богатейшие возможности, которые предоставляет нам кормление. Все, что связано с пищей, представляет собой сильнейшие и приоритетнейшие мотивации, а потому на фоне кормежки любые навыки вырабатываются быстро и закрепляются очень прочно. Если заводчик постоянно подзывает щенков на кормежку хлопком в ладоши, свистом и т.д., у Вас будет намного меньше проблем с обучением собаки подходу на подзыв. Мои хлопки в ладоши помнят собаки, росшие в моем доме много лет назад, и хлопок навсегда остается для них последним средством подзыва, когда команда не выполняется ни в каком варианте. Советую и Вам на всякий случай узнать у заводчика Вашего щенка, как именно он сзывал детей на кормежку.

А если человек, кормящий щенков, не просто ставит в загон общую миску, а разговаривает с малышами и ласкает их, сам испытывая при этом теплые и нежные чувства (лично я очень люблю эту процедуру), то детишки буквально с первыми же "горошинками" мяса впитывают и Чувство Человека, прочнейшую уверенность в том, что человек, хозяин есть неотъемлемая часть их жизни, естественный социальный партнер. С собаками, выросшими в таких условиях, намного легче построить хорошие и теплые отношения. А тех, с кем человек не общался, он тоже обучал - обучал не любить Человека.

Забота человека-заводчика проявляется и в такой безрадостной процедуре, как уборка за щенками. Уже в первые дни. Когда дети сидели в "гнезде", заводчик то и дело брал их на руки, перекладывал, чтобы сменить подстилку, и они привыкали к человеческим рукам. Чистота - не просто требование гигиены, а еще и основа отношений. Убирает за детьми мама-сука - убирает и человек, отчасти сравниваясь с заботливой мамашей и еще раз закрепляя свою жизненно важную роль в жизни собаки. А они, подрастая, привыкают к тому, что в логове всегда должно быть чисто. Эта привычка сработает на Вас, и Вам не так уж долго придется вытирать лужи в квартире.

После того, как детям исполнится месяц, их не только можно, но и нужно выпускать из загона погулять по квартире. Информация, доступная им в манеже, исчерпала свою привлекательность и новизну, мозг, того и гляди, начнет работать вхолостую! Пора осваивать просторы Родины! Тут появляется и возможность побегать, развивая мускулатуру и совершенствуя координацию движений. Тут можно поиграть, перенимая у мамки самые необходимые настоящей собаке движения и приемы. А сколько нового, незнакомого, что так интересно изучать! И человек активно включается и в игры, и в исследовательскую деятельность детей, попутно обучая их новым формам межвидового общения.

Давайте-ка перечислим все, чему учит щенков добросовестный заводчик и что может служить показателем хорошего психического развития:

- связь между получением пищи и любым условным сигналом (лучше - звуковым);

- знакомство с обстановкой квартиры;

- умение не пугаться голоса и движений человека, интерес к нему;

- спокойное отношение к событиям повседневной домашней жизни, как то приход гостей, уборка, стирка и т.п.

А самые заботливые заводчики стараются научить своих собачьих детей еще дополнительным навыкам, облегчающим переход к новой жизни и к новым хозяевам:

- знакомство с подзывом и охотный подход;

- прекращение дурного поведения по команде;

- умение слушать человеческую речь и интерес к ней;

- умение играть не только с собаками, но и с человеком;

- интерес к игрушкам и умение подолгу самостоятельно заниматься ими.

Когда-нибудь и Вы, возможно, станете заводчиком - если возьмете девчонку. Мне остается только пожелать Вам, чтобы Ваши общие с собакой дети выходили в жизнь здоровыми и умными.