Желтый цвет - цвет желания

Желтый цвет - цвет желания

 Кошки, безусловно, существа загадочные. А для художника, умеющего в обычном видеть необычное, тем более. Кира Демина - не профессионал, и, может быть, именно поэтому ее взгляд на мир не укладывается ни в какие привычные рамки. Она рисует...ощущения. Для их передачи не нужны ни слова, ни формы, а средством передачи может служить все, что угодно. Например, кошки... Не рисовать она их не может, поскольку в квартире их целых 14! Берясь за кисть, Кира не ставит перед собой цель что-то передать, просто хотя рисует кошку, всматривается в себя. Получается портрет рыжей кошки. Почему именно рыжей? Видимо, потому, что образ именно этой кошки соответствует какому-то ощущению в ней. Названия картин рождаются сами собой, как отголосок ощущений. Иногда совершенно неожиданно...

 Однажды дети где-то подобрали серенького котенка и принесли Кире: "Тетя, вы добрая, возьмите, нам мама не разрешает". Она взяла. Так постепенно набрала и всех остальных своих кошек и котят. Серячок вырос в очень самостоятельного кота, который приходил домой только поесть, а все остальное время гулял без всяких обязанностей. И вот... попал "под кисть" и получился "Сытый мужчина".

 "Не пойму только, - удивляется Кира, - почему на картине у него желтые глаза. На самом деле они зеленые. Может, как поест, так и желтеют? Или перед тем, как отправиться на очередное свидание... Не знаю..."

 Лично мне вторая версия кажется более вероятной. Ведь с точки зрения энергетики все наши физические желания представляют собой грубые вибрации, и, если вообразить их в цвете, то они будут окрашены в теплые тона: красный, оранжевый, желтый. Возможно, когда этот кот возвращается со свидания и ложится поразмышлять о чем-то возвышенном, глаза его вновь зеленеют. Иллюстрацией этой же мысли являются другие картины: "Сдаю квартиру", "Вышла на пенсию", "Страховой агент", "Наперсница разврата" - везде желтые глаза, отражающие скрытый материализм желаний и чувств. Правда, в картине "Продавец" вместо как будто бы необходимых здесь желтых и даже красных (высшая точка кипения) глаз, на вас смотрят зеленые, с разгорающимися оранжевыми зрачками. Но и тут все правильно: зеленый фон глаз - это как бы установка продавца на вежливое обращение с покупателями, а оранжевые, расширяющиеся зрачки - начинающаяся аллергия на того же покупателя.

 И все же дело не только в глазах, хотя в изображении ощущений (языка души) они играют главную роль. Важны и цвет самого животного, и пейзаж, и фон, и детали. В портрете "Наперсница разврата" глаза зеленые, но подсвечиваются желтым огнем - зеркало холодного ума, контролирующего постоянное желание. Цвет шерсти тоже передает энергию желания, светящуюся на голубом холодном фоне. А если учесть, что кошки целуются носом, как собаки - языком, то алый цвет носа вызывает ассоциацию ярко накрашенных губ...

 Картины вызывают ощущения, которые провоцируются названиями. Здесь галерея кошачьих образов становится как бы мостиком в мир наших чувств, в собственную душу. В этом смысле работы Киры Деминой похожи на картины двух великих художников-примитивистов Нико Пиросмани и Анри Руссо. Несовершенные с профессиональной точки зрения, они несут особую энергетику эмоций, за которой стоит Вселенная. Ее язык узнаваем, поскольку на нем общаемся все мы. Наделение этим языком животных делает их значительными и загадочными. Таков "Жираф" Пиросмани. Таков Лев в "Цыганке" Руссо. Такова "Наперсница разврата" Киры Деминой.

 Кошки стали для нее постоянной живой призмой, сквозь которую мир видится иным. С их появлением в доме в конце 80-х годов ей захотелось вновь взяться за кисть, ведь она рисовала с пяти лет. Потом водоворотом жизни ее отнесло к другому берегу: окончила Институт иностранных языков, стала преподавать английский в школе. Но вот вышла на пенсию, появилось свободное время, в доме поселились кошки, и стали возникать идеи. Попробуйте представить себе, как выглядит аромат фиалки... А розы? А запах утра над рекой? Потом можно перейти к звукам, потом к вкусовым ощущениям. Какого цвета кислое? А горькое?

 Простые вопросы и в то же время странные, потому что современному человеку, занятому бесконечным преодолением препятствий, они и в голову не приходят. Собственная Вселенная чувств и ощущений, которая подарена нам Природой, спит.

 Киру Демину от всего этого спасают кошки. Их непредсказуемые позы, движения, желания заставляют ее выключаться из бега по жизни и прислушиваться к себе, к ним. Чем ей непонятнее, тем больше диапазон поиска, тем быстрее душевное развитие, тем объемнее восприятие.

 "Вы знаете, - говорит Кира, - как смотрят кошки? Я не раз наблюдала, что они смотрят не в глаза, а как бы за человека. Никогда не обращали внимания? Я смотрю на них и чувствую, что им доступно видение чего-то такого, что человек пока не способен видеть и ощущать... Нам есть чему у них поучиться... Когда вникаешь в это, появляется сверхсознание, какая-то особая чувствительность. Кажется, что все можно понять..."

 

 Герман АРУТЮНОВ

 Журнал "Друг" №5, 1997