Главная Программирование

Икэбана

Икэбана

 Только в Японии существует уникальный и очень древний вид искусства, который называется икэбана. Наиболее точный перевод этого слова — «помочь цветам проявить себя». В широком же понимании икэбана— создание художественных композиций из живых цветов и различных декоративных материалов: листьев, стеблей, веток, корней, камней, раковин, перьев птиц.

 Такая композиция в обиходе тоже называется икэбаной,

 В настоящее время искусство это является национальной гордостью японского народа, одной из его красивейших традиций.

 Следы его уходят далеко в века, к временам появления буддизма на Японских островах. Перед статуей Будды в храмах ставились тогда огромные пышные букеты из живых цветов, веток и различных трав. Этот обряд рассматривался как жертвоприношение. Со временем символические букеты начали появляться сначала в домах знати, а затем и в каждой японской семье.

 Они не были такими огромными и пышными, как в буддийских храмах, но три ветки либо три цветка, символизирующие небо, человека и Землю, являлись неотъемлемой частью каждой композиции.

 Как в далеком прошлом, так и по сегодняшний день эти букеты украшают самое главное и почетное место в доме, которое носит название «токонома».

 В японских общеобразовательных школах икэбана преподается наравне с живописью и каллиграфией, так что с детских лет ребята овладевают секретами мастерства, при-общаясь к миру прекрасного.

 В Японии много различных направлений икэбаны, среди которых три школы: икэнобо, охара и согэцу — признаются всеми как самые главные.

 Согэцу родилась в 1926 году, создателем ее считается Софу Тэсигахара.

 Основные принципы этой школы на первый взгляд просты: композиции могут быть оформлены кем угодно (раньше их разрешали делать только мужчинам); цветочное оформление может быть сделано где угодно (в закрытом помещении либо на площадках и в парках), выбор материала для оформления неограничен — используют все, лишь бы было красиво.

 Почти в каждой композиции основу составляют три элемента — три цветка либо три ветки.

 Первая ветка, обязательно самая длинная, по-японски — сии, символ неба. Вторая — средняя по величине (соэ) — символ человека. Третья — самая маленькая (хикаэ) — символ Земли.

 К этим трем основным элементам букета, как бы составляющим его скелет, по мере надобности добавляют второстепенные, вспомогательные элементы композиции. Японцы называют их «дзюси», что в переводе означает «помощники».

 Их задача — зрительно усилить тот или иной основной элемент букета. И если син, соэ и хикаэ составляют его скелет, то дзюси — мясо, как говорят японцы.

 От чего же зависит длина скелетных веток?

 Величина первой всегда связана с размером сосуда, длина других находится в строгой пропорциональной зависимости по отношению друг к другу.

 Размер же любого сосуда, в который необходимо поставить икэбану, определяется сложением его высоты и наибольшего диаметра.

 В вазу можно поставить большую, среднюю (стандартную) и маленькую композиции.

 В большой первая ветка равняется двойной величине вазы, в средней — полуторной, а в маленькой тождественна ей.

 После того как определили величину первой ветки, устанавливается длина других веток, которые строго зависят от первой.

 Вторая ветка (соэ) во всех случаях должна быть на четверть короче первой, а третья (хнкаэ) — на четверть короче второй. Длина второстепенных веток (дзюси) всегда короче основных веток, к которым они ставятся.

 Главное назначение дзюси — зрительно усилить основные элементы композиции, по-этому они ставятся из того же материала, что н скелетная ветка. Правда, из этого пра-вила часто делаются исключения. Дзюси могут ставиться к любой скелетной ветке, к одной из них, к двум либо ко всем трем. Причем к каждой скелетной ветке можно поставить любое количество помощников, лишь бы было красиво. Только следует помнить, что по месту расположения они всегда тяготеют к своему хозяину, а по длине ниже его ровно на четверть. Кроме того, каждый последующий помощник так-же на четверть ниже предыдущего.

 В японской оранжировке огромное значение придается углу наклона составляющих его элементов. В школе согэцу есть вертикальная и наклонная расстановки. Они основные.

 Конечно же, существует еще восемь различных вариантов к каждой из этих основных расстановок и, наконец, неисчислимое количество свободных форм.

 Угол наклона основных элементов композиции считается самым трудным для на-чинающих. Посмотрите, как должны быть расставлены скелетные ветки.

 Вертикальная линия всей композиции принимается за 0 градусов, а горизонтальная линия букета — 90 градусов.

 Отсчет угла наклона веток проводят от основной вертикальной линии в ту или дру-гую сторону.

 Прежде чем. ставить элементы композиции, надо в вазе или тарелке выбрать место для своеобразного держателя — кензана.

 Обычно его располагают в одном из четырех углов.

 Разберем для примера основную вертикальную расстановку.

 Верхний рисунок изображает композицию в фас, а нижний — ее план.

 Первая ветка идет налево н вперед под углом 10—15 градусов.

 Вторая ветка — налево и вперед под углом 45 градусов впереди первой ветки.

 Третья ветка — направо н вперед под углом 75—80 градусов.

 После того как поставлены основные элементы композиции, приступают к установке помощников.

 Один помощник к первой ветке ставим перед ней, другой между первой и второй ветками. Третья скелетная ветка, символизирующая Землю, как правило, цветок, и в качестве помощника к ней также ставятся цветы. Причем один сильно наклоняют вперед, чтобы закрыть кензан, а второй ставят позади хозяина.

 Некоторым кажется, что искусство икэбаны можно освоить за один день, но это, конечно, не так.

 Не следует огорчаться, если первые шаги в оранжировке будут неуверенными, часы занятий этим великолепным искусством доставят каждому истинную радость.

 

 Н. Наумова

 "Юный натуралист", №10, 1973 г.

 

 

 

 

 

 

 

 


^ Наверх




Главная Программирование