Бабочка, которая кричит

Бабочка, которая кричит

Бабочка, которая кричит

 

"После ужасного извержения Кракатау в 1883 году на близлежащей Яве появились огромные рои бабочек. Яванцы считали, что это души умерших, души 30 тысяч человек, которые погибли, когда взорвался вулкан.

 

"Такое представление присуще не одним яванцам. Всюду с незапамятных времен связывают бабочек со сверхъестественными силами. Когда на Цейлоне появляются стаи мигрирующих бабочек — а перелетные бабочки, как и перелетные птицы, есть во всех частях света, — местные жители говорят, что это души отправились на паломничество в Мекку.

 

"Египтяне тоже помещали душу человека в ночную бабочку, а древнегреческие естествоиспытатели, например Аристотель, порой одним и тем же словом обозначали бабочку и душу. Не случайно античное искусство наделяло Психею бабочкиными крыльями. Так что наука о бабочках — лепидоптерология — вполне могла в наши дни получить наименование «психологии»...

 

"Все это лишний раз позволяет понять, почему народная фантазия особенным ужасом окружала одну из самых крупных бабочек Европы, на темной пушистой спинке которой можно увидеть охристо-желтый рисунок, напоминающий мертвую голову. Немцы так и называют эту бабочку — «мертвая голова», как, впрочем, и англичане, и датчане, и русские. Даже Линней дал ей самое жуткое название, какое только мог придумать: Ахеронтиа атропос, по названию Ахерона — последней реки перед царством смерти, и по имени богини рока Атропос — «неотвратимая».

 

"Если такая «мертвая голова» на легких крылышках влетала в комнату больного, это считалось почти верным предвестием смерти, не менее верным, чем если через порог переступал черный медляк-вещатель Блапс мортисага или в комнате начинал скрипеть другой жук — Анобиум пертинакс, точильщик домовый. Но хуже всего, если «мертвая голова» начинала исполнять свою «заупокойную песню». Это было равносильно окончательному приговору.

 

"В самом деле, эта крупная бабочка умеет кричать! Она кричит на ходу. Если заточить ее в коробку, она примется кричать еще хуже. А если взять ее в руку и надавить, послышится совершенно отчаянный писк. Звук до странности похож на тот, который издает маленькая «озвученная» кукла, — резкий, пронзительный. Среди всех бабочек, да и насекомых вообще, не известно другого такого случая. И не сразу удалось выяснить ученым механизм звучания.

 

"Первым пристально изучал «мертвую голову» и ее грозный звук- французский физик и зоолог Реомюр. Он подробно рассказывает о своих наследованиях.

 

" «Бабочки, во всяком случае, те, которых знаю я, — самые безмолвные изо всех животных, — пишет Реомюр. — Если они и издают какой-либо звук, то лишь своими крылышками, да и то в полете. Эта же бабочка, когда ползет, издает звук, который связывали со Смертью. Тогда это крик доброго духа, сокрушающегося о бедах, ко-торые он предвещает».

 

"Дальше Реомюр советует «физикам» поближе изучить этот своеобразный крик и описывает собственные наблюдения. «Мне удалось установить, — сообщает он, — что ни трение крылышек друг о друга, или о брюшко, или о грудь, ни трение брюшка о грудь, ни трение суставов тут совершенно ни при чем».

 

"Сколько он ни старался устранить всякое трение такого рода, бабочка продолжала кричать, даже громче прежнего. И, постепенно исключив все части тела, которыми другие насекомые — цикады, сверч-ки, кузнечики, мухи и прочие — жужжат, скрипят или стрекочут, Реомюр подошел довольно близко к верному решению. Он сравнил писк «мертвой головы» с настоящим голосом, ведь этот писк исходил «оттуда же, откуда обычно исходят подобные звуки».

 

"Правда, Реомюр ошибся, объясняя возникновение звука во «рту бабочки». Он считал, что звук получается от трения о хоботок щетинистых щупалец по бокам ротовой полости. Но если один исследователь все же так далеко продвинулся, другим, казалось бы, оставалось лишь развивать достигнутое им?

 

"На самом деле последовала страшная путаница. За два столетия не меньше шестидесяти авторов выступили со столь различными взглядами на механизм писка «мертвой головы», что, наверное, не оста-лось той части тела, которую бы кто-нибудь не назвал. Причем возвращались и к тем, которые решительно отверг Реомюр.

 

"Один писал о трении брюшка о грудь, другой — о ногах, третий будто бы обнаружил отверстие под крылышками, четвертый утверждал, что звук возникает от прохождения воздуха через определенные щетинки на брюшке самца, не потрудившись даже убедиться, что самка, лишенная щетинок, кричит ничуть не меньше...

 

"Одним из немногих, кто внес немало дельного в изучение этой проблемы, был Пассерини, работавший в начале XIX века. Для начала он установил, что «мертвая голова» продолжает кричать, даже если ей вовсе удалить брюшко. Значит, там нельзя искать источник звука. Потом он снял часть хитинового покрова на голове бабочки. Это позволило ему отчетливо видеть, как при каждом крике сокращаются мышцы внутри головы. Дальнейшее тщательное анатомическое исследование помогло ему установить, что звук возникает от со-кращения глотки у самого основания хоботка.

 

"Это не прекратило потока статей эксцентричных исследователей, которые упорно искали источник звука в задней части брюшка. Но в принципе вопрос был ясен, и в 1920 году проблема окончательно ре-шилась. В этом году Хейнрих Прелл опубликовал статью, где сопоставлял все прежние выводы, как верные, так и неверные, и рассказывал о своих собственных исследованиях. Он заключил, что глотка, которая при приеме пищи играет роль насоса без пищи действует как мехи.

 

"Больше того, Прелл показал также, что эпифаринкс — присущий насекомым вырост на внутренней поверхности верхней губы — чрезвычайно развит у «мертвой головы». У этой бабочки он подобен настоящей нёбной занавеске, снабжен мускулами, которые его поднимают и опускают, и может совсем закрывать глотку.

 

"Интересно, что еще Реомюр заметил этот придаток и полагал, что он вполне может участвовать в производстве звука. Даже тут он был на верном пути, хотя потом другие части ротовой полости сбили его с толку.

 Прелл же понял, что именно эта тонкая, гибкая хитиновая пленка соответствует нашим голосовым связкам. А когда в конце 1950-х годов и «физики» вняли наконец призыву Реомюра, удалось совершенно точно установить, как вибрирует эпифаринкс.

 

"Писк бабочки записали на сверхчувствительный магнитофон, анализировали осциллографическим и другими методами и нашли, что он «распадается» на две части: низкий звук, который длится около 0,16 секунды и возникает, когда воздух засасывается в глотку мимо вибрирующей пленки, и пронзительный писк, длящийся всего 0,07 секунды, который рождается, когда воздух с полным напряжением мышц продавливается обратно.

 

"Выходит, это вовсе не преувеличение — говорить, что «мертвая голова» обладает «настоящим голосом». Единственная существенная разница между голосом высших животных и писком удивительной ба-бочки заключается в том, что наши голосовые связки вибрируют от воздуха, который мы выдавливаем из наших органов дыхания, тогда как у бабочки писк образуется за счет воздуха, который засасывается в начальный участок пищеварительного канала. Но ведь бабочки в отличие от нас и не дышат через рот.

 

"При удаче можно и в наших широтах познакомиться с «мертвой головой» и ее своеобразным голосом. Родина бабочки — Средиземноморье, но «мертвая голова» совершает дальние перелеты, и в конце лета ее можно увидеть даже на севере Норвегии.

 

"Случается даже, бабочка откладывает яички, скажем, на картофельном поле, и из яичек выходят личинки. Но в нашем климате, с его дождливой осенью и холодной зимой, эти личинки не успевают развиться в настоящих бабочек. Так что личинки, подобно своим родителям, обречены на погибель — как в старину считали обреченными на погибель людей, над ложем которых исполняла свою жалобную песню огромная бабочка с жутким рисунком на спине.

 

"БЕНГТ ШЁГРЕН

 

"Перевод со шведского"

 

 

"Юный натуралист", №07, 1972 г.

 

 


Алексей Вадимович (2022-09-24)
Мертвая голова - мечта моего детства. Сколько времени потратил, чтобы ее найти. В моей коллекции было много бабочек, но только не эта, к сожалению.


Ваше имя :


Ваш комментарий:


Изображение

обновить

Текст на картинке:

(к сожалению, это вынужденная мера - защита от спама)