Главное - контакт с животным

 Зрители очень любят, когда в фильмах есть сцены с собаками, кошками и прочими представителями фауны, но вряд ли задумывались о том, как же готовят четвероногих "актеров". Об этом корреспонденту рассказал консультант по работе с животными фирмы ООО "СТД-ЛТД", руководитель студии "КИНОлогия-Т" Виктор Зуйков. В доме у него живут три собаки и кот.

 Дратхаар Патрон еще не снимался, но для него уже написан сценарий триллера, где он будет играть собаку-убийцу (и правда - есть в его внешности нечто эдакое, одни глаза чего стоят), хотя расправляться он будет только с отрицательными персонажами. А вот ирландский сеттер, милейшая Тося, уже "актриса", она участвовала в фильме "Графиня де Монсоро". Есть еще мопс Лада, но она пока была лишь дублером того мопса, который в фильме "Королева Марго" принадлежит мадам де Сов и которого с такой злобой швыряет Екатерина Медичи. Кот по кличке Вжик снимался в телесериале для детей "Улица Сезам".

 

 - Виктор, в чем заключается Ваша задача при съемках фильма?

 - Мне говорят, какое животное какой породы необходимо для съемок, и я должен обеспечить его наличие в данном кадре в нужный момент и чтобы оно делало то, что требуется по сценарию.

 - Как Вы пришли к этой работе?

 - Я много занимался спортивной охотой, а в 1990 году, уволившись из армии, начал создавать Общество любителей русской псовой охоты.

 Готовилась его презентация в Доме кино: Краснов и Юдашкин должны были шить костюмы, готовить сцену, на которой "росли" бы березки. Предполагалось, что 15 хендлеров выведут русских псовых борзых... Но потом это все лопнуло: пропал спонсор, и презентация не состоялась. Все борзятники от меня разбежались. Я остался только с друзьями, с которыми мы и создали предприятие, которое занималось организацией спортивной охоты "Тиль и сыновья"

 - Почему Тиль?

 - Тиль - это моя известная собака, ирландский сеттер, который за пять лет ведения породы был признан лучшим ирландским сеттером по рабочим качествам. Но поскольку выяснилось, что где-то в Прибалтике есть кооператив с таким названием, то я добавил слово "сыновья". Задачей предприятия было заниматься организацией охоты, выставок и всеми мероприятиями, связанными с животными. В 1992 году мы провели на Тушинском аэродроме первую, выставку, на которой были показаны элементы охоты с легавой по птице, по перепелке. Приглашали мы и владельцев ястребов и соколов, и они тоже показывали свою работу. Со временем я почувствовал вкус к проведению не только рабочих выставок, но и к созданию зрелищных мероприятий. У меня появились режиссерские задумки, и в 1994 году в выставке участвовали уже и всадники (конная милиция), были также показаны элементы соколиной охоты с участием сокольников Московского кремля, впервые прошли бега борзых за механическим зайцем по прямой.

 В прошлом году мы в первый раз организовали конкурс среди охотничьих собак - были выбраны "Мистер кино" и "Мисс кино". Мистером стал ирландский сеттер Пиф, а Мисс - карелофинская лайка.

 - По какому критерию победителями стали именно эти собаки?

 - Мистера выбирала комиссия в составе Сергея Жигунова, его супруги и меня, и когда я спросил, почему Сергей выбрал именно эту собаку, он ответил: "Потому что нынче в моде рыжие!"

 В этом году снова состоялся такой конкурс. На этот раз комиссия была более многочисленной: Женя Дворжецкий, Кирилл Козаков, Дима Харатьян с супругой и я. Мистером кино-96, по предложению Димы стал тайган , а Женя "запал" на обаятельную бородатую морду дратхаарихи, и она стала Мисс кино-96. Дима сказал, что если будет сниматься "собачий" вариант "Трех мушкетеров", то лучше тайгана... на роль Арамиса не найти.

 - Как Вы начали снимать собак в кино?

 - Как я уже рассказывал, мы в свое время провалились с презентацией в Доме кино, но нас там запомнили и когда началась работа над фильмом "Королева Марго", в котором предполагалось много сцен охоты с участием собак, вспомнили о нас, так как поняли, что без нас не обойдутся, и разыскали меня. Я взялся за это с удовольствием. Началась подготовка: мы просматривали французские книги той эпохи, гравюры, изучали эту эпоху в музеях, подбирали и готовили собак. Нашу деятельность постановщики одобрили, и мы продолжали работать с собаками, подготовка которых осуществлялась нашей фирмой с помощью ООО "СД-ЛТД", Генеральный директор которого, Александр Копин, очень любит животных и оказывал нам всякую поддержку. По количеству собак, занятых в фильме, мы могли бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса - их было около 150 - только в сцене королевской охоты их участвовало 44.

 - Какие породы были задействованы в съемках?

 - В основном грейхаунды и бладхаунды. Но и другие тоже. Помните сцену, где королева-мать сидит с левреткой на руках? Любимец мадам де Сов - мопс.

 Есть и далматин - в общем пород много. Когда начиналась работа с картиной "Графиня де Монсоро", долго думали, какую собаку подобрать графу де Бюсси, так как режиссер фильма, намучившись на очередных съемках с ньюфаундендом, довольно прохладно относился к участию в съемках собак. Вообще режиссеры остерегаются снимать животных и детей, так как своей непосредственностью они нередко переигрывают актера. (Пожалуй, единственное исключение составил Евгений Евстигнеев в "Собачьем сердце".) Когда мы поехали выбирать натуру, взяли с собой мою Тосю. Она так понравилась всем, так подружилась с Сашей Домогаровым (он играл графа), что режиссер сказал: "Вот это собака графа де Бюсси." Правда, некоторые охотники, знающие историю, возражали: "Это противоречит исторической правде - не было сеттеров в XVI веке!" Но мы решили, что у этого красивого графа, у которого было все самое красивое: и дом, и одежда, и женщины - вполне могла быть и самая красивая собака. И Тося сыграла с ним все "постельные" сцены (а их было много - ведь он долго лежал раненый) Моя дочь предполагала, что во время съемок мне придется тоже лежать в постели с графом, высунув из-под одеяла только руку, чтобы Тося могла ее лизать вместо руки графа. Но делать этого не пришлось: "партнеры" вполне обошлись без дублеров. На всякий случай я стоял за портьерой в той стороне, куда должна была смотреть Тося.

 - Вы всегда присутствуете при съемках подготовленных Вами собак?

 - Конечно, на всякий случай: вдруг что-нибудь произойдет. Кроме того, бывают такие личности, с которыми никто из массовки сниматься не рискует. Тогда я переодеваюсь и снимаюсь вместо актера.

 - Для того, чтобы собака могла работать на съемочной площадке, нужна ли какая-то особая дрессировка или достаточно, чтобы она прошла курс ОКД?

 - Все зависит от того, насколько большая предстоит работа. Например, для фильма "Война и мир" борзых приглашали на два месяца. Их владельцы получали зарплату и за период подготовки, и в течение десяти дней съемок охоты на волка. Нам же в "Королеве Марго" давали всего одну репетицию, и на следующий день - съемка. Тося была занята в фильме шесть дней - это считается много. Если собака играет большую роль, это занимает уже 20 дней. А когда собаку отбирают для двух-трех эпизодов, требования иные, но в любом случае главным при отборе является неагрессивность собаки и возможность взять ее у хозяев за несколько дней до съемок, чтобы она привыкла ко мне и стала видеть во мне почти хозяина, т.е. чтобы я был для нее первым человеком. Иначе она будет отвлекаться на хозяина. Актер, работающий с собакой, должен и кормить ее, и сводить погулять.

 - Не травмирует ли это животное?

 - Вряд ли. Ведь в процессе съемок животному приходится много двигаться, гулять, к тому же в кармане у актера всегда есть лакомство. И еще: собаки, как и дети, любят разнообразие, им интересно побыть в другой обстановке.

 - Какие еще секреты есть у Вас при работе с четвероногими актерами?

 - Собака подчиняется, сближается с актером еще и потому, что на съемки она должна приходить голодная, а тут как раз ее ждет актер с вкусным мясом. У артистов, работающих с животными, всегда в кармане найдется что-нибудь вкусненькое для четвероногого партнера. Я же - все время рядом еще и потому, что случись что-то с актером или он срочно должен уехать на спектакль или на другие съемки, я тут же переодеваюсь и дублирую его. Для сцены бала у королевы требовался дог, причем пятнистый и с необрезанными ушами. Его хозяйка - хрупкая женщина, весившая на 5 килограммов меньше своей собаки, справлялась с ним с большим трудом. Пес привык к слабым женским рукам и несколько разбаловался. К тому же по натуре он был не очень добрым, а еще любил гоняться за собаками. Я приехал к нему, познакомился, повел его гулять. Как-то не учел, что эта здоровая собака - не моя, и, когда он не выполнил моей команды, врезал ему, как своему, и тут же подумал: "Что же я наделал?" Он посмотрел на меня удивленно: "Что это ты?", пригнулся и спокойно пошел, видно, почувствовав крепкую мужскую руку. Для порядка я дернул его еще пару раз и все. В результате он так ко мне привязался, что спокойно шел со мной рядом, когда я в костюме охранника королевы, держал его. Он никогда не видел столько народа, впервые познакомился с лошадьми, и ему все это так понравилось, что он не хотел уходить. Хозяйка потом рассказывала, что после съемочного дня он прекрасно спал, во сне лапы и уши его подрагивали - видно, он по-прежнему находился в XVI веке.

 - Были ли случаи, когда вам срочно нужно было войти в кадр, а Вы или собаки были не готовы?

 - Да, как-то пришлось сниматься прямо как пришел - в кроссовках, так как когда я вошел на площадку, съемки уже начались и режиссер, увидев меня, крикнул: "Выходи с собакой, будем снимать вас по пояс!" Сапоги вместо кроссовок надел уже в перерыве.

 - Где же Вы берете нужных собак?

 - Поначалу пользовались только собаками Клуба охотничьих собак ВОО. Теперь же нахожу еще через другие клубы и знакомых. Кроме того, у меня есть ассистент, Ольга Юнг, которая знает все и всех в собачьем мире. Она председатель секции грейхаундов, и всех этих собак нашла она. Руководитель "Студии Шанс", Сергей Жигунов очень любит собак и, понимая, что их участие в съемках необходимо, не жалеет на это средств. Мы вместе искали подходящих животных и набрали столько, что родилась студия "КИНОлогия-Т". В этом названии отражено и понятие "наука о собаках", и как бы их работа в кино.

 - Были ли в Вашей практике курьезные случаи?

 - Да, немало. Для сцены охоты на кабана нужны были две мощные собаки, которые вцепляются в уши кабана и повисают на них. Хотели взять бордоских догов, так как они больше всего подходили к той эпохе. Подходящих не нашли и привели двух мастино-наполетано - кобеля и суку. Сшили им доспехи из легкого металла, чтобы защитить их от зубов кабана, на которого они нападают. Но к моменту съемок сука забеременела и никак не влезала в свой "костюм". К счастью, в это время съемки застопорились, а когда они возобновились, она была уже мамой и, не испортив фигуры, смогла влезть в костюм. Доспехи и шлемы для мастино обошлись два года назад в два миллиона рублей.

 Бывает, что для выполнения какой-нибудь сцены собаку приходится научить тому, от чего обычно отучают. В фильме "Королева Марго" по сюжету требовалось, чтобы собака трепала страницы отравленной книги. (Король находит у умирающей собаки в пасти клочок страницы и понимает, что книга отравлена.) Для того, чтобы собака стянула книгу со стола, среди страниц разложили кусочки колбасы. Сложность заключалась в том, что ведь обычно собакам запрещают рвать книги, а тут требовалось именно трепать их. Дома, на репетициях, готовясь к отбору на роль, собаки попортили немало партийной литературы, которой у всех скопилось предостаточно, а тут как раз ей нашлось применение. На этот эпизод пробовались три собаки. Лучше всех это получилось у грейхаунда Дуси, она и была утверждена на роль, хотя по сценарию любимой собакой короля был кобель Актеон. Поэтому на площадке перед началом съемок порой звучала команда"Кобель Актеон, сука Дуся - на сцену!"

 Много сложностей доставила сцена , в которой у стола лежит собака Генриха Наваррского с перерезанным горлом. Вообще-то это должен был быть бладхаунд, но его не достали. Привезли бриара, но он не подошел. Ситуация грозила срывом съемки. Поэтому срочно нужна была собака. Для сцены в охотничьем зале короля мы приглашали далматина, но без хозяйки он работать категорически отказывался. Хозяйка, почти девчонка, очень расстраивалась: уж очень хотелось ей сделать свою питомицу кинозвездой! Тогда мы предложили ей снять собаку в этой сцене, но предупредили, что будет применен наркоз, ведь собака лежит с перерезанным горлом. Она была согласна на все. Дали наркоз, но ведь еще нужно изобразить перерезанное горло... Мазать красной гримерной краской, как это делается обычно, было нельзя, так как собаке вскоре предстоял показ на выставке. Нашли выход из положения - сделали наклейку, намазанную краской. Чтобы показать стекающую кровь, использовали клюквенное варенье. И вот сквозь сон (наркоз еще не подействовал) пес стал лизать варенье. Мы были в шоке, но вскоре он затих. Проблемы были и со сценой, когда королева-мать, разозлившись, что яд, который она предназначала для мадам де Сов, не оказался ядом, со злостью швыряет ее любимую собачку. Должна была сниматься французская болонка, но в последний момент она куда-то подевалась и принесли какую-то собачонку, которая укусила Васильеву за палец. Актриса возмутилась и потребовала другую собаку. На примете у меня была мопсиха, которая оказалась замечательной и прекрасно сыграла свою роль. Так вот Екатерина Васильева так вошла в образ, что швырнула несчастную мопсиху (а она, между прочим, - чемпионка России) так, что я испугался за ее здоровье. Слава Богу, все обошлось.

 Очень большая работа потребовалось, чтобы снять сцену охоты на кабана.

 Кабан Борька - настоящий мощный секач (перед этим он запросто перегрыз черенок лопаты), поэтому роль его загонщиков выполняли переодетые профессиональные инструкторы, а в сценах с ними снимались наши собаки, которые на всякий случай были застрахованы, хотя в определенный момент Борьке пришлось давать наркоз. Хозяева собак были тут же, за оградой. Ну а когда Генрих Наваррский вонзает в кабана кинжал, спасая короля, он вонзает его уже не в кабана, а в чучело.

 - Значит, к "актерству" собак готовят не с детства, а тогда, когда в них возникает необходимость?

 - Да, но вот своего Патрона я готовлю с детства, так как я собираюсь снимать его в фильме, который задумал..

 - Как же Вы его готовите?

 - Пользуюсь не обычными командами, а специальными. Когда мы бываем на охоте, то говорю своим спутникам:" Что бы ни принес Патрон в зубах, надо чтобы по команде: "Отдай!" он отдал бы эту вещь в руку и за это получал бы лакомство. С четырех месяцев ему за это "платили", и он очень старательно привык все собирать и отдавать мне. Посмотрев фильм "Бинго", в котором главный четвероногий герой носит ведро с водой, я подумал: "А почему бы мне не научить этому Патрона - в его актерской жизни это ему пригодится." И научил. Он так старался, что как-то принес ведро, полное мусора, и высыпал все его содержимое перед нами. Вот с таких элементов я и начинаю его готовить.

 - Вы профессиональный дрессировщик?

 - Нет, я себя таковым не считаю. Просто я много занимался натаской охотничьих собак и научился прививать им определенную дисциплину и выполнять определенное количество команд. Я, конечно, владею элементами дрессировки, но главное , что я "чувствую" животное, и это позволяет мне готовить его для съемок.

 - Я слышала, что Вы помогаете и в съемках клипов? Какие из последних Ваших работ в этом плане можете назвать?

 - Недавно готовился клип с Леонидом Куравлевым для газеты "Аргументы и факты". Все участвовавшие там собаки - лауреаты телевизионного "Дог-шоу". В этой работе очень помогала дрессировщик Оля Матлахова. Сложность заключалась в том, что дворняги, которых подобрали для съемок, должны были быть похожими на тех, которые снимались в прошлом клипе, а главная героиня вообще - один к одному (так требовал заказчик). Но похожие на нее ничего не умели делать, а умные были не похожи. Пришлось искать компромиссный вариант. Взяли что-то сходное с тибетским терьером, в течение трех часов три мастера колдовали над ним в парикмахерской. Наконец сделали прическу, посыпали морду мукой, и только после этого заказчик утвердил. Но песик попался веселого нрава, а надо, чтобы был грустный. Все собачки должны были сидеть и смотреть в разные стороны. Для этого владельцы стояли в разных местах и подавали команды - вот животные и смотрели в разные стороны. Оле пришлось лежать между юпитерами, а я стоял наготове. Работали в "Куклах" с мопсом Гавриком. По сюжету Жириновский едет в светлое будущее с картиной, корзиной, картонкой и маленькой собачонкой на руках. Потом этот Тузик (кличка по сюжету) куда-то пропадает, а нехорошие люди - Грачев, Коржаков и Барсуков, оказывается, взяли его себе на закуску, а Жириновский кричит: "Тузик, Тузик, где мой Тузик?". Пес Гаврик был очаровательным и оказался прекрасным актером.

 - В принципе сниматься может собака любой породы?

 - Да. Главное, чтобы она была толковой и неагрессивной и можно было обеспечить ее нормальный контакт с людьми.

 В триллере, который я готовлю, собака-убийца должна бросаться на женщину, но тут будет без проблем, так как главную героиню будет играть моя жена, Алиса, а дублером буду я или кто-то из моих друзей, которых Патрон знает. Хорошо работает с ирландским волкодавом в фильме "Графиня де Монсоро" Кирилл Козаков (сам он - владелец боксера, которого подобрал на улице), Саша Домогаров полностью контактрует с Тосей. Вообще для налаживания взаимоотношений очень полезно поехать вместе на охоту или просто за город, побыть там вместе, покормить собаку. Когда снимался фильм "Ниша", где Алексей Петренко, который очень любит собак, играл писателя Юрия Казакова, одну из "ролей" должен был исполнять Пиф - тот самый, который был выбран Мистером кино-95. Съемки проходили в Париже, и я поехал туда с ним. Надо сказать, что до того, как забрать его от хозяев, я в течение двух недель ездил к ним в гости, гулял с Пифом, кормил его. Потом он пару дней пожил у меня, подружился даже с моим котом и стал мне доверять - вот это самое главное. Поэтому, когда мы приехали в аэропорт, хозяином он считал только меня. Он перенес ужасный перелет в клетке, но зато два дня мы ходили по городу (пожалуй, он никогда так много не гулял), очень сблизились и хорошо поладили. Он настолько хорошо освоился в Париже, что стал любимцем многих служащих отеля. Выходя по утрам из номера, мы слышали сначала: "Бонжур, Пиф", а уж потом: "Бонжур, мсье Виктор". Когда мы улетали, французы заставили меня приобрести нормальную комфортабельную клетку за 250 долл., потому что считали, что везти Пифа в той, в которой он прибыл в Париж, это издевательство над животным. Чтобы я успел купить ее, они даже задержали рейс. Зато клетка эта стала первым реквизитом в студии "КИНОлогия-Т"

 - Какие актеры лучше всего снимаются с собаками?

 - На самом деле все собаки остаются собаками своих владельцев. Мне не приходилось еще работать в фильме, в котором собака находилась бы в таком тесном контакте с актером, как, например, в фильме "Белый Бим - черное ухо".

 - Как Вам удается управляться одновременно с собаками, их владельцами, актерами?

 - Мне помогают на съемках два ассистента: Владимир Вьюнков - человек, очень любящий собак и готовый заменить меня в любой ситуации (если надо, то может сунуть руку в пасть собаки, дернуть ее за хвост, сделать укол) и моя жена, актриса Алиса Попович. Она помогает в творческой работе.

 - Встречались ли актеры, которым было неприятно сниматься с собаками?

 - Мне такие, к счастью не попадались.

 - В чем Вы видите положительную роль животных на съемочной площадке? - Во-первых, их любит зритель, во-вторых, они настолько разряжают порой весьма напряженную обстановку на съемках, что все участники как-то сразу добреют и начинают лучше относиться друг к другу.

 - Как Вы относитесь к разным системам дрессировки?

 - Я обычно опираюсь на подготовку легавой собаки к охоте, ведь это особая, сложнейшая дрессировка. Собака должна найти, встать в стойку, поднять птицу и сразу же ложиться, и чтобы обеспечить все это, тоже необходим полный контакт с животным. Я понял, что если собаку ударить, то создание контакта замедляется. Бывает, конечно, что надо ей поддать хворостиной, но, как правило, надо только по-хорошему. Когда мне приводят собаку для натаски, то первое время она скучает, но как только выведешь ее в поле, и она почувствует запах птицы, сразу преображается. Мне очень интересна система Варлакова и я с удовольствием пообщался бы с ним: и самому поучиться, и с Патроном поработать, но вот все времени не хватает.

 - Как Вы относитесь к применению электроошейника?

 - Иногда, может быть, и очень хочется воспользоваться им с некоторыми, особенно непослушными индивидуумами, но потом вспоминаешь, что ведь у охотничьей собаки столько энергии, что выйдя на улицу, надо дать ей возможность побегать и полаять. Поэтому берешь в руки хворостину, в зубы - свисток, набираешься терпения,... а электроошейник оставляешь для следующей собаки.

 

 Наш визит к этому интересному человеку завершился показом "талантов" Патрона: он приносил ведро, по команде поворачивался в разные стороны, крутил фуэте, совершал нападение на хозяина, с притворной яростью грозя разорвать его и даже... улыбался. Ласковая Тося во время нашей беседы старалась устроиться поближе к хозяину, а кот невозмутимо лежал на столе.

 

 Беседовала Ирина ВОЛКОВА

 Журнал "Друг" №6, 1996