Загадочный Марс

Загадочный Марс

Загадочный Марс

 Загадочный Марс.

 Более шести месяцев советские небесные бригантины безмолвно плыли в межпланетном космическом океане между орбитами Земли и Марса, держа курс к интересной и удивительной красной планете. Распластав, словно паруса, свои многометровые крылья, автоматические станции «Марс-2» и «Марс-3» весь свой огромный путь прошли перед незаходящим Солнцем. Солнце щедро отдавало свою живительную энергию посланцам Земли. Подставив свое мозаичное зеркало, увенчанное полупроводниковой системой солнечных элементов, слепящим лучам нашей звезды, автоматический аппарат сам добывал себе амперы, черпая их непосредственно из фотонов солнечного света.

 Наше дневное светило в то же время было и путеводной звездой. По Солнцу, Земле и наиболее ярким звездам — Сириусу и Канопусу земные разведчики ориентировались в просторах космоса.

 Выдержав с высокой степенью точности расписание движения на гигантской космической трассе, автоматические аппараты друг за другом достигли цели своего путешествия. На фиолетовом небосклоне Марса вспыхнули трепетные звездочки. Семейство марсианских «Лун» возросло до пяти. Вместе с советскими автоматическими станциями по марсианской орбите летает американский космический аппарат «Маринер-9».

 На поверхность красной планеты станция «Марс-2» доставила капсулу с вымпелом, на котором изображен герб Страны Советов. На нем в две строки надпись: «Земля — Марс. СССР. 1971 г.».

 Другой автоматический разведчик, отделившийся при подлете к планете от межпланетной станции «Марс-3», впервые в истории космонавтики плавно опустился на неведомую марсианскую «землю» и дал об этом весточку ученым-землянам.

 Достигнув неведомых берегов волшебной планеты, космические каравеллы легли в затяжной дрейф. Много месяцев земные аппараты «Марс-2» и «Марс-3», находясь во власти сил тяготения чужой планеты, кружат возле марсианского шара.

 Более полугода неутомимые космические труженики вели свой научный поиск в небе Марса. Автоматические станции щедро оснащены уникальными научными приборами, с помощью которых велись всесторонние исследования поверхности планеты, изучалась структура и динамика марсианской атмосферы, познавалось окружающее Марс пространство. Космические фотографы запечатлели лик далекой планеты.

 Короче говоря, исследования Марса вступили в новый этап.

 Когда астрономы впервые нацелили объективы своих зрительных труб на Марс, они были потрясены неожиданным сходством соседнего небесного тела с родной планетой.

 Бурный этап в изучении красной планеты наступил в начале 60-х годов нашего века. На помощь астрономам пришла новая наука — радиоастрономия. Используя мощные радиотелескопы, радиолокационные средства, а также инфракрасные и стереоскопические методы, ученые намного продвинулись вперед в познании Марса. Но те открытия, которые удалось сделать с помощью космических аппаратов, буквально потрясли прежние представления о Марсе.

 При наблюдении в современный телескоп хорошо видно, что большая часть поверхности Марса покрыта пятнами желтого или красного цвета. Эти красноватые «пустыни» еще в далекие времена получили название материков, а отчетливо различимые на их фоне узоры из темных пятен когда-то ошибочно назвали морями. Окраска марсианских «морей» изменяется в зависимости от времен года. Вблизи полюсов резко вырисовываются яркие белые шапки, которые осенью и зимой сильно разрастаются, а весной и летом уменьшаются в своих размерах, как бы тают. Причем южная шапка вследствие более жаркого лета исчезает даже целиком. Долгое время многие думали, что полярные шапки тают весной, и освободившаяся вода стекает к экватору по низинам, оживляя растительность. Темные пятна приобретают зеленую окраску, очень похожую на цвет земных растений.

 Из этого следует, указывали ученые, что на Марсе есть вода и атмосфера.

 Особый интерес вызывали знаменитые марсианские каналы — множество таинственных, геометрически правильных линий, разрезающих материки из конца в конец. Темные линии тянутся на многие сотни километров и разбегаются во всех направлениях.

 Первые фотографии, переданные на Землю космическими аппаратами, показали, что Марс удивительно похож на Луну, что лик нашего небесного соседа столь же пустынен и однообразен, как и ландшафт извечной спутницы Земли. Поверхность Марса испещрена кратерами всевозможных размеров, форм, возрастов. Этот факт вызвал немалое удивление среди ученых. Как это, однако, ни странно, но до этого марсианскую поверхность считали идеально ровной и гладкой, подобно бильярдному шару. Никому не приходило в голову, что на Марсе могут быть кратеры, хотя всем было известно, что между Марсом и Юпитером простирается пояс астероидов и небесные «камни» могли бомбардировать поверхность планеты.

 В некоторых кратерах можно различить осыпи и террасы, дно у многих плоское, склоны пологие, а края сильно сглажены. Все это, по-видимому, результат ветровой эрозии. Большой интерес при наблюдении в телескопы вызывало появление в безоблачном и холодном покрывале Марса желтых облаков. Ученые пришли к выводу, что перемещающиеся со скоростью ветра оранжевые облака есть не что иное, как результат пылевых бурь на Марсе. Так это и оказалось. Во второй половине сентября 1971 года, в дни великого противостояния Марса, на планете разразилась невиданной силы пылевая буря. Скорость ветра в прилегающих к поверхности слоях атмосферы достигла ста и более метров в секунду, то есть 360 километров в час. А это больше, чем крейсерская скорость пассажирского лайнера ИЛ-14. Ураган охватил почти всю планету. Только к концу декабря он несколько ослаб.

 Но чем больше мы узнаем о Марсе, тем больше загадок природа ставит перед учеными. На Луне кратеры встречаются повсеместно, а на Марсе есть области, совершенно лишенные кратерных образований. Так, например, в знаменитой пустыне Хеллас, гладкой и ровной, как стекло, поперечник которой достигает 1500 километров, пока не обнаружено ни одного кратера. В чем дело? И опять ученые мучаются в догадках.

 К какому же типу относятся породы, слагающие поверхностный слой грунта? По оценке ученых верхний покров состоит из силикатных пород, покрытых тонким слоем мельчайших порошкообразных частиц — окислов железа.

 Сила тяготения Марса слишком мала, чтобы удержать толстый слой атмосферы. Поэтому атмосфера планеты крайне разреженная, слабая, уступающая земной по плотности в двести раз. Среднее давление у поверхности планеты равно 5 миллибор (миллибор равен 0,75 миллиметра ртутного столба), в то время как на Земле оно в среднем 760 миллиметров ртутного столба (1013 миллибор). В земной атмосфере подобное давление встречается на высоте около 40 километров. При таком давлении вода закипает при температуре 10 градусов Цельсия. Атмосфера планеты состоит на 98 процентов из углекислого газа, имеется в небольших количествах окись углерода, атомарный водород и кислород. Содержание водяных паров мизерно — сотые доли процента.

 Ученые полагают, что белые полярные шапки — наверняка замерзшая углекислота, или так называемый сухой лед.

 А как же с загадочными марсианскими каналами? Жаркий спор относительно пресловутых каналов окончательно угас.

 Теперь достоверно известно, что никаких каналов на Марсе нет, а то, что принималось за тонкую сеть темных линий, оказалось цепочками кратеров, протянувшихся хребтов и широких, слегка изогнутых кряжей, горных гряд, глубоких каньонов, а возможно, и глубинных разломов коры марсианской поверхности. Не исключено, что в образовании марсианского рельефа важную роль сыграла вулканическая деятельность. Весьма вероятно, вулканические процессы в недрах планеты и геологические новообразования еще не прекратились. По-видимому, на поверхности Марса никогда не было водяных потоков, изменяющих характер рельефа.

 Условия на планете крайне суровы. 90—100 градусов — таков температурный перепад между днем и ночью в экваториальной зоне планеты. А у южной полярной шапки приборы зафиксировали минус 160 градусов по Цельсию.

 Развеяна легенда об искусственном происхождении марсианских спутников. Оказалось, что возле марсианского шара проносятся по экваториальным орбитам не творения рук легендарных марсиан, а огромные каменистые глыбы очень неправильной формы. Так, Фобос, небольшое небесное тело, поперечник которого достигает 25 километров, напоминает уродливую картофелину. Это угловатый кусок породы с рваными краями и множеством выбоин. Его тело изранено метеоритами, видны оспинки кратеров, точь-в-точь похожие на лунные. Фобос — самое темное тело в солнечной системе. Если Луна отражает семь процентов солнечного света, то Фобос только шесть. Любопытно, что спутники Марса, как и Луна, всегда обращены к планете одной и той же стороной. Откуда эти бесформенные небесные куски породы появились у Марса? Не исключено, что Фобос и Деймос — бывшие астероиды или осколки более крупных астероидов, в свое время захваченные Марсом в «плен» и водворенные на современные орбиты.

 С тех пор как Коперник доказал, что планеты — это родные сестры Земли, ученых не перестает волновать вопрос: есть ли на планетах какая-нибудь жизнь. Наиболее смелые предположения связывались с Марсом. Его высокоцивилизованные обитатели далеко обогнали в своем развитии землян, построили густую сеть исполинских ирригационных сооружений, опоясывающих всю планету, вывели на орбиты вокруг Марса гигантские спутники, марсианские корабли не однажды посещали нашу Землю. Таким грезился людям наш небесный сосед. Тщетными оказались надежды фантастов. Космические аппараты полностью разрушили вымысел, казавшийся правдоподобным.

 Надежды найти жизнь на Марсе сейчас осталось меньше, чем когда-либо раньше. Марс сухая планета, на ней отсутствует свободная вода, в атмосфере планеты практически нет кислорода, а содержание водяных паров ничтожно мало. При низкой температуре и мизерном давлении углекислый газ замерзает. А известно, что твердая углекислота токсична для всех известных нам форм жизни. В атмосфере Марса не обнаружен азот — важнейший элемент, необходимый для существования органической жизни. Впрочем, не надо торопиться; делать окончательные выводы еще рано. Во всяком случае, из всех планет Марс единственная, где еще можно встретить жизнь, хотя бы в самых ее примитивных формах, сходных, например, с земными бактериями или низшими растениями.

 Космические летающие лаборатории доставили на Землю обширную информацию, которая обрабатывается на электронно-вычислительных машинах во многих институтах Академии наук СССР.

 В бескрайних далях околосолнечного пространства, окруженный свитой спутников, безмолвно плывет вокруг Солнца волшебный Марс.

 По оценке ученых-баллистиков, гравитационное поле Марса будет удерживать земные аппараты на орбитах в течение нескольких десятилетий, после чего они упадут на поверхность планеты.

 

 Б. КОЛЕСОВ

 "Юный натуралист", №09, 1972 г.

 

 

 




Ваше имя :


Ваш комментарий:


Изображение

обновить

Текст на картинке:

(к сожалению, это вынужденная мера - защита от спама)